24.10.2025 673
Всемирная организация здравоохранения выражает серьезную обеспокоенность по поводу негативного влияния цифровых технологий на психическое здоровье и благополучие молодежи. Но действительно ли эти опасения обоснованы? Как увлечение гаджетами отражается на развитии головного мозга и психическом здоровье современных детей и подростков? Об этом в интервью с главным внештатным психиатром Минздрава России, доктором медицинских наук Светланой Шпорт.
Дети, растущие в окружении планшетов и смартфонов, лишаются важных условий для полноценного развития головного мозга. Ранее на праздники детям покупали конструкторы и настольные игры, что способствовало развитию когнитивных функций, таких как мышление, память и концентрация внимания. Эти занятия формируют новые нейронные связи, которые отвечают за интеллект и психическое благополучие. Светлана Шпорт отмечает, что даже одна и та же игра, будь то сбор мозаики, на экране планшета и на столе влияет на мыслительные процессы по-разному.
Разбирая паззлы на столе, ребенок развивает пространственное мышление, видя объем всей картинки. В отличие от этого, взаимодействие с экраном не дает такого эффекта. Доктор Шпорт приводит пример из своей практики: после появления планшетов в их отделении начали появляться дети с тревожными расстройствами. Один из них сильно расстраивался, когда не мог увеличить изображение бабочки, сидящей на окне, хотя на планшете это было легко. Это подчеркивает, как виртуальная реальность может негативно влиять на восприятие реального мира.
Кроме того, у подрастающего поколения наблюдаются проблемы с навыками коммуникации. Дети начинают разговаривать позже, у них возникают дефекты речи и трудности с образованием слов и предложений. Родителям важно помнить, что социальные навыки формируются в процессе живого общения и взаимодействия с ребенком. Зацикленность на играх в гаджетах и общении в социальных сетях мешает этому ценному опыту.
Методические рекомендации Минздрава России по безопасному использованию мобильных телефонов для детей и подростков ограничивают суммарную ежедневную продолжительность работы с электронными устройствами. Для учеников 1-2 классов она не должна превышать 1 час 20 минут, для 3-4 классов — 1,5 часа, для 5-9 классов — 2 часа, а для старше 15 лет — 2,5 часа.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Гаджеты под угрозой: как смартфоны и планшеты мешают развитию детского мозга, предупреждают специалисты
https://www.medic-news.ru/index.php?id=158502