Лень у детей: стоит ли с ней бороться? Мнение эксперта о причинах и подходах к решению проблемы


image

04.08.2025 466

Они часто связывают лень с низкими школьными достижениями и проблемами в других сферах жизни ребенка. В связи с этим возникает распространенный вопрос: как справиться с ленью? Анна Щербакова, кандидат педагогических наук и профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии МГППУ, предлагает взглянуть на эту проблему с иной стороны и разобраться в причинах, стоящих за этим явлением.

По мнению Щербаковой, лень не является самостоятельным состоянием, а скорее сигнализирует о неблагополучии ребенка. Вместо борьбы с ленью, необходимо выяснить, что именно мешает ребенку быть активным и продуктивным. Важно понять, какие факторы препятствуют его учебной и досуговой деятельности, прежде чем принимать меры для повышения вовлеченности в различные активности.

Определение понятия «лень» также играет ключевую роль в понимании проблемы. Часто родители описывают «ленивого ребенка» как того, кто не хочет учиться, не выполняет задания и тянет время. Однако, лень, происходящая от латинского слова «lenus», обозначает медлительность и вялость, что может быть связано с индивидуальными чертами темперамента. Важно отметить, что традиционно лень воспринимается как негативное качество, однако это восприятие может быть ошибочным.

Медлительность ребенка может быть вызвана множеством факторов, включая недостаток психических и физических ресурсов, недостаточное понимание сути задания или отсутствие интереса. Подгонка и раздражение со стороны взрослых могут усугубить ситуацию, приводя к еще большей вялости. Вместо этого, поддержка и понимание со стороны родителей и учителей могут помочь ребенку собраться и завершить начатое дело.

Следующий аспект, который стоит рассмотреть, — это отсутствие активности у ребенка. Часто дети, которые не проявляют интереса к школьным заданиям, могут быть увлечены другими занятиями, которые не вызывают одобрения у родителей. Это подчеркивает важность понимания интересов ребенка и их ценности. Ошибочные выводы о лености могут возникать из-за несоответствия между требованиями и возможностями ребенка.

Психолог Петр Каптерев подчеркивает, что несоответствие требований к обучению и возрастным возможностям детей может стать одной из причин их «лености». Важно учитывать, что раннее обучение без учета детских потребностей может нарушить естественный процесс развития мышления.

Чтобы помочь ребенку, необходимо использовать наглядные и практические материалы, которые соответствуют его уровню познавательной деятельности. Поддержка в виде похвалы за усилия, даже в мелочах, может значительно повысить мотивацию ребенка. Важно также обратить внимание на сферы, которые вызывают у него интерес, и предоставить возможность для самовыражения.

Таким образом, вместо того чтобы рассматривать лень как врага, родители и учителя должны воспринимать ее как сигнал о проблемах в развитии ребенка, требующих внимания и решения.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.

   

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации