Почему ребёнок плохо читает и пишет: эксперт объясняет скрытые причины и пути решения


image

27.10.2025 615

Однако, как утверждает логопед и нейродефектолог Марина Сорокун, на самом деле это может быть симптомом незрелости высших психических функций. В беседе с 5-tv.ru эксперт поделилась мнением о том, почему некоторые дети испытывают трудности в освоении этих навыков.

Одной из главных причин медленного чтения и некрасивого почерка является несформированность фонематического слуха. Это означает, что ребенок может не различать звуки родной речи, что затрудняет грамотное письмо и уверенное чтение. Например, если ребенок путает звонкие и глухие звуки, такие как "б" и "п" или "д" и "т", ему будет сложно правильно прочитать или записать слово.

Также важным аспектом являются проблемы с мелкой моторикой руки и межполушарным взаимодействием. Сорокун подчеркивает, что красивое и быстрое письмо требует высокой координации между мозгом и рукой. Если эта связь не отлажена, рука не успевает за мыслью, что приводит к неаккуратному почерку и быстрой усталости.

Недостаточное развитие пространственного восприятия также может стать причиной трудностей. Дети могут путать право и лево, зеркалить буквы и не понимать, где у буквы верх, а где низ. Кроме того, несформированность навыков звуко-буквенного анализа и синтеза делает процесс чтения сложным и непонятным.

Чтобы помочь ребенку, важно создать спокойную обстановку для занятий. Заставлять его многократно переписывать и перечитывать одно и то же не следует, так как это может вызвать негативное отношение к учебе. Родители должны стремиться помочь, а не наказывать.

Эксперт рекомендует превращать занятия в игру. Например, вместо фразы "Сейчас мы будем заниматься" лучше сказать "Сейчас мы поиграем". Для развития мелкой моторики подойдут занятия, такие как лепка из пластилина, нанизывание бусин и вырезание ножницами. Также полезно использовать нейрогимнастику и игры для укрепления фонематического слуха.

Чтение вслух является еще одним эффективным способом преодоления трудностей. Это вызывает интерес к книгам и позволяет постепенно вовлекать ребенка в процесс чтения. Использование коротких текстов с крупным шрифтом поможет ребенку быстрее видеть результаты своих усилий.

Наконец, важно установить контакт с педагогом и школьным логопедом, чтобы совместно выработать план поддержки. Если родители чувствуют, что не справляются, они могут обратиться за консультацией к логопеду или нейропсихологу для тщательной диагностики и составления индивидуального маршрута коррекции.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.

   

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации