Дислексия: как определить и помочь ребенку? Интервью с логопедом Ириной Меркуловой


image

19.03.2024 1323

Мало кто задумывается, но нарушение чтения является следствием иных проблем развития, которые возникли еще до поступления ребенка в школу. Сейчас мы вместе с логопедом Ириной Меркуловой разберем, что такое дислексия, как выявить предпосылки к данному расстройству и как помочь ребенку.

Процесс чтения

Чтение - сложный процесс, в котором скоординирована мыслительная деятельность с движением глаз. Головной мозг соединяет символы (буквы) и переводит их в значение слова. Глаза в процессе чтения двигаются прерывисто и когда происходит остановка глаз - мозг перерабатывает и осмысляет информацию прочитанного. Интересным является то, что при ухудшении условий для чтения (тусклый свет в комнате, сложная текстовая информация) – время остановки глаз увеличивается.

В процессе чтения глаза анализируют текст, буквы переводятся в звуки, звуки соединяются между собой, а язык при чтении «про себя» производит небольшие движения, которые люди часто не замечают.

Признаки дислексии

Дислексию специалисты выявляют у ребенка в конце 1 класса по определенным критериям: ребенок длительно не может запомнить буквы; в конце 1 класса ребенок читает по буквам и не может совместить их в одно слово; читает, ставя ударение на безударный слог; не может глобально воспринять слово; не понимает, о чем прочитал; ребенок теряет строку; отмечаются пропуски или перестановки слогов/слов/букв; ребенок путает буквы (например - вместо С говорит Ш).

Готов ли ребенок к чтению?

Чтобы определить предпосылки к тому, что у ребенка возможно нарушение чтения, нужно обратить внимание на его состояние речевого и моторного развития еще до поступления в школу. Для чтения очень важна концентрация внимания, а также ориентировка в пространстве: если ребенок часто спотыкался в детстве, длительно выполнял тонкое целенаправленное действие (завязывал шнурки или не с первого раза мог закрыть фломастер), долго надевал обувь неправильно (левый ботинок на правую ногу), не мог запомнить понятия «право-лево», путался в употреблении предлогов (мяч упал ОТ стула, а не СО стула).

При выявлении таких особенностей у ребенка, можно предположить возможные трудности в овладении чтением, так как проблемы в осознании схемы тела, ориентировки в пространстве особенно влияют на этот процесс.

Перед подготовкой ребенка к чтению важно обратить внимание на его усваивание ритма. Если малыш поет песни или танцует, не попадая в ритм, при овладении чтением он может ставить неверное ударение и делать ошибки в интонационной выразительности высказывания.

Если же вы замечаете, что ребенок часто заменяет звуки в свободной речи (вместо ШИШКА говорит СЫСКА), то такая же проблема может возникнуть в процессе чтения. Ребенок будет заменять прочитанные буквы на схожие по звучанию.

Вы отмечаете проблемы в грамматическом строе речи: ребенок неправильно согласовывает числительные с существительными (1 стул - 5 стулов, а не СТУЛЬЕВ).

Или если ребенку сложно запоминать стихотворения…

То однозначно учить ребенка чтению еще РАНО!

Готов ли ребенок к школе?

Перед поступлением в школу ребенок должен обладать достаточным уровнем развития лексической и грамматической сторон речи. Помимо этого, моторное развитие должно соответствовать возрасту.

Для того, чтобы у ребенка правильно сформировалась письменная речь (чтение относится к письменной речи), малыш должен на достаточном уровне овладеть устной речью.

Чтобы научиться качественно читать, важно овладеть осознанием своей речи и умением ей владеть.

Чтобы предотвратить проблемы с чтением в начале обучения ребенка до школы - давайте ему как можно больше заданий на развитие мелкой моторики: лепите из пластилина, учите завязывать шнурки, готовьте еду вместе с ребенком.

Учите с ребенком стихи, пойте песни и танцуйте под ритм.

Научите ребенка ориентироваться во времени на циферблате и самое главное - НЕ ТОРОПИТЕСЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ!

В норме головной мозг готов к обучению письму и чтению только после 5-6 лет, когда у ребенка в достаточном количестве развит лексический запас, нет нарушений в грамматике, все звуки ребенок произносит в речи чисто и правильно.

Поверьте, как только ребенок будет готов к овладению процессом чтения, он сам попросит у родителя научить его читать.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.

   

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации