Новое исследование: У детей с аутизмом нарушены механизмы понимания и порождения речи по-разному


image

07.09.2021 7823

По данным исследователей, детский аутизм представляет собой сложное состояние, которое проявляется в нарушении развития психической сферы и других систем организма. Это состояние не зависит от этнической принадлежности, социального статуса или стиля отношений в семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. В некоторых случаях поведение малыша кажется особенным с самого рождения, в других — ребенок, который развивался нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки.

Российские и американские ученые впервые провели сравнительное исследование порождения и понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Исследование опровергло гипотезу о том, что детям с РАС сложнее понимать чужую речь, чем выражать свои мысли словами. Результаты работы могут помочь в диагностике речевых нарушений и в проведении грамотной коррекции и реабилитации речи. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Research in Developmental Disabilities.

По данным исследования, речевые нарушения встречаются примерно у 75% детей с РАС. Вопрос о том, что именно — порождение или понимание речи — у них нарушено в большей степени, остается актуальным. Ранее существовала гипотеза, что порождение речи сохраняется лучше, чем ее понимание. Однако исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ, Федерального ресурсного центра по оказанию комплексного сопровождения детей с РАС и Хаскинских лабораторий опровергли эту гипотезу.

Ученые протестировали 82 русскоговорящих ребенка с РАС, сравнив их способности порождения и понимания речи на различных лингвистических уровнях. Для тестирования был использован разработанный в Центре языка и мозга тест речевых навыков КОРАБЛИК. Сравнение проводилось по трем направлениям: лексическому, морфосинтаксическому и дискурсивному. Результаты показали, что единого паттерна в речи детей с РАС не существует. Порождение отдельных слов оказалось более нарушенным, чем понимание, в то время как порождение и понимание предложений нарушены в одинаковой степени, а порождение связных текстов оказалось более сохранным, чем их понимание.

Соавтор статьи Вардан Арутюнян отметил, что в работе было важно не только описать разницу между порождением и пониманием речи, но и выяснить, как уровень невербального интеллекта ребенка влияет на эти паттерны. В ходе исследования детей с РАС разделили на группы с и без интеллектуальных нарушений. На лексическом уровне различия не были выявлены. Однако на морфосинтаксическом уровне у детей без интеллектуальных нарушений порождение и понимание предложений и текстов было нарушено в одинаковой степени, в то время как у детей с нарушениями понимание предложений оказалось более сохранным, чем порождение.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.

   

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации