Психологическая готовность к школе: что важнее, чем умение читать и писать


image

20.08.2024 2125

Психологи и педагоги уверены: это не более чем хороший бонус. На самом деле для успешного вхождения в школьную систему важно совсем другое — соответствующая психологическая готовность, что особенно актуально для тех детей, которых родители решили отдать в школу в 6 лет. Как определить, готов ли ребенок к школе, и как мотивировать его, рассказывает профессор Новосибирского государственного педагогического университета, научный руководитель Областного центра диагностики и консультирования, главный внештатный педагог-психолог Министерства образования Новосибирской области Татьяна Чепель.

Регуляция поведения

Первый и самый важный параметр психологической готовности ребенка к школе — это наличие сформированной произвольной регуляции поведения, то есть способность соблюдать правила поведения. Если ребенок не может подчиняться школьным нормам, он очень быстро испытает стресс, потому что он будет поступать, как хочет, а вся школа построена на нормах и правилах. В школе нельзя сразу проявлять злость, или раздражение, или обиду — нужно сдержаться и подумать, как выразить свои эмоции более социально приемлемым способом. Нельзя выкрикивать ответ, а нужно сначала поднять руку и дождаться, когда тебя спросят. Хочется побегать — а сейчас урок и бегать нельзя. Хочется поговорить — а поговорить тоже нельзя. Произвольная регуляция поведения — важнейший, центральный, системообразующий показатель готовности к школе. Ребенок должен уметь слышать учителя и следовать его указаниям — не потому, что он боится наказания, а потому что он осознает целесообразность требований и важность ситуации.

Тест

Родители могут провести дома простой тест. Возьмите лист бумаги, проведите линию и попросите ребенка нарисовать семь бусинок, разноцветных, первая, например, красная, а последняя — синяя. Это инструкция, которую ребенок должен выполнить, а лист и карандаши будут его уводить в детские желания: хочется рисовать, пока все не заполнишь, или хочется все нарисовать одним цветом, или хочется первую сделать не красной, а желтой. Не поправляйте ребенка, а когда он закончит, попросите его оценить, все ли он сделал, как вы сказали. Возможно, вы увидите, что ребенок забыл об инструкции полностью или частично и нарисовал по-другому. Возможно, ребенок посмотрит и скажет: «Да, я все сделал правильно, потому что ты сказал мне нарисовать семь бусинок — и я нарисовал семь». А вы скажете: «Молодец, но я просил, чтобы первая бусина была красная». «А я забыл». Сразу представьте, что будет на уроке, когда учитель скажет: «Откройте тетрадку, отступите две клеточки вниз, три клеточки вправо и поставьте точку». С помощью этого теста можно увидеть, насколько у ребенка имеются предпосылки к формированию внутренней позиции школьника. Когда вы спрашиваете его, все ли он правильно сделал, вы проверяете его способность находить собственные ошибки, принимать их, исправлять и при этом не расстраиваться, не впадать в детскую эмоцию — слезы, злость, швыряние или разрывание листочка и т. д.

Коммуникативная готовность

Еще один важнейший параметр психологической готовности — это умение общаться. Многие считают, что вот тут-то проблем у их ребенка нет, он ведь такой общительный! Однако в излишней общительности и навязчивости тоже нет ничего хорошего. Коммуникативная готовность, или умение строить отношения со сверстниками, со взрослыми и с самим собой, — вот что является хорошим показателем. Что значит строить отношения со взрослым? Это понимать, что учитель — это не мама и даже не воспитатель, что он обязан ко всем предъявлять одинаковые требования и давать оценку, он не может держать тебя за ручку и всегда быть на твоей стороне, потому что он должен быть объективен. Это умение общаться, сказать учителю, если тебя кто-то обидел, умение переспросить учителя, если ты не понял задание, или спросить, почему тебе не дали наклеечку или звездочку. Что значит строить отношения со сверстниками? Умение общаться со сверстниками можно сравнить с командными видами спорта, в которых невозможно стать победителем, если не общаться с товарищами, и нужно где-то передавать пас, а не самому забивать гол, где-то вставать в защиту и т. д. Научиться уважать, признавать, принимать друг друга: мы все разные, но мы в одной команде.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалистов.

   

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации